ФОТОМОДЕЛИ.НЕТ

Сайт о фотомоделях и для фотомоделей.

Russian Chinese (Traditional) English French German Italian Portuguese Spanish

Новости

otkrovennaya-fotosessiya-model-eniko-mikhalik-dlya-elle-france
Венгерская модель Энико Михалик (Eniko Mihalik) приняла участие в...
sportsmenki-olimpijskoj-sbornoj-velikobritanii-razdelis-dlya-fotosessii
Участницы олимпийской сборной из Великобритании приняли участие в...
ofitsialnyj-kalendar-2013-ot-sheril-koul-cheryl-cole
Шерил Коул (Cheryl Cole), как певицу, актрису и модель. С недавних пор,...
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)
Фотокомпозиция и визуальное восприятие - Часть 2 - 5.0 out of 5 based on 1 vote

two composit zzzСмысловые центры в композиции снимка - это чрезвычайно важные элементы, которые в принципе не рассматриваются в «законах композиции», хотя их значение настолько велико, что зачастую в отдельных кадрах они «затмевают» все остальные композиционные изыски. То есть то, что изображено на снимке, гораздо важнее для зрителя, чем как все это изображено. Причем, для разных людей приоритеты могут самыми разными, вплоть до противоположных. У всех неодинаковое воспитание, образование, круг общения и интересов.

Смысовые центры

Психология восприятия на примерах

Этот снимок демонстрирует как раз все разнообразие восприятия изображений зрителями. Кто-то считает его очень эротичным, кому-то нравится лицо модели, кому-то не нравится величина коленок, при этом напрасно греша на фотоаппаратуру и точку съемки...

two composit

Хотя взгляд человека двигается по изображению хаотически, максимум внимания приходится на смысловые центры. На любом, самом запутанном и невнятном изображе-нии, мы всегда увидим важные для нас объекты или явления. На этом снимке мы сразу «вычленяем» фигуру девушки из хаоса брызг.

two composit a

Смысловым центром изображения может быть любая деталь или действие, жизненно важные для человека. При этом многие вещи мы «всосали с молоком матери», они «сидят» у нас в крови и работают на уровне инстинктов.

Например, человек всегда мгновенно выделит среди любых других пятен на изображении комбинацию из трех точек, напоминающую глаза и приоткрытый рот. В древние времена эта возможность была жизненно важна для людей. И до сих пор эта способность сидит в нас. Она в принципе реализована современными производителями фототехники, как сюжетная программа, автоматически находящая лица людей перед объективом и наводящая на них резкость.

Смысловыми центрами являются любые, даже силуэтные и мелкие, изображения человека или животного. Зритель всегда их увидит и выделит на изображении. Причем, они на снимке будут играть основную роль.

two composit b

Как ни мало изображение людей на освещенной солнцем полянке, мы их видим сразу и это освещенное солнцем место как бы заполняет все пространство снимка.

two composit c

Не сразу, но взгляд зрителя находит в зеркале отражение девушки и с этого момента он приковывается к этому месту изображения и все время туда возвращается.

two composit d

Силуэт фотографа на ночной реке сразу бросается в глаза.

two composit e

Хотя бегущая по шоссе девушка изображена не совсем внятным силуэтом, однако мы его сразу распознаем, и он становится главным в кадре. Можно менять границы снимка, но суть его от этого не поменяется.

two composit f

Даже в каменной глыбе мы видим изображение лягушки, и хотя она каменная, по восприятию она сходна с живым существом.

two composit g

Смысловыми центрами являются лица людей или морды зверей, которые при восприятии на снимках значат больше, чем все остальное содержание снимка. Рассматривая снимки, зритель акцентирует свое внимание главным образом на глазах человека или животного.

На этом снимке на глаза кота-полиглота сразу обращается основное внимание.

two composit h

Отражение глаза девушки в зеркальце сразу становится главным на снимке. В принципе формат снимка без особой потери можно уменьшить до размеров этого самого зеркала.

two composit i

Технический прием окантовки глаз девушки при помощи ручки костровой подвесной системы только усиливает воздействие этого смыслового центра.

two composit k

Хотя глаза девушки и прикрыты волосами, все равно именно они основные на снимке.

two composit l

Хотя снимок очень пестрый и по фону, и по раскраске животных, все равно первое, на что обращает внимание зритель - глаза котенка.

two composit m

Натюрморт с макаронами значительно «оживлен» за счет «подмигивающей» тарелки, на которую зритель мгновенно концентрирует свое внимание.

two composit n

В огне костра мы сразу находим лицо девушки, и оно становится главным на снимке.

two composit o

Очень много для зрителя значат половые признаки, особенно противоположного пола. При чем, а это касается чисто мужского восприятия, они как бы «заполняют» в момент съемки, но в подавляющем большинстве случаев на готовых снимках выглядят не такими впечатляющими, как в жизни. Поэтому профессиональный фотограф всегда увидит в видоискатель и реальные размеры, и расположение по отношению к другим объектам «противоположных прелестей».

На таких снимках обычно все смотрят на девичьи прелести, при этом гигантский борщевик на заднем плане мало кто замечает... Да и нужен ли он там вообще?

two composit p

Более сильным смысловым центром изображения является любой действие, происходящее в кадре. Зритель, не смотря на всякие «золотые сечения» и «свойства диагоналей», всегда посмотрит именно на то, кто и что делает в кадре.

two composit r

Шутливое действие в кадре всегда смотрится выигрышно. Поэтому фотоюмор и нашел такое распространение, так как любая комичная ситуация по своему воздействию гораздо сильнее не только «правил композиции», но зачастую и чисто технического исполнения фотографии.

two composit s

Такое «брачное поведение» в кадре мало кого оставит равнодушным.

two composit t

Когда в кадре есть действие, как смысловой центр, мы всегда смотрим именно туда, а все остальное отступает на задний план.

two composit w

Даже частичное изображение человека сразу привлекает внимание, так как по жизненному опыту мы знаем, что звучит музыка.

two composit wa

Момент отстрела у севшего истребителя тормозного парашюта. Именно он является главным на кадре. Сам истребитель мы можем в принципе отрезать, оставив лишь кусочек хвостового оперения...

two composit x

Целый набор смысловых центров вряд ли кого оставит равнодушным.

two composit y

Энергия действия, от которой так и веет от спортсмена - главный смысловой центр в кадре.

two composit z

Если человек в кадре смотрит на что-либо, то же находящееся в кадре, зритель всегда также обязательно обратит внимание на этот объект.

На снимке как ни мал мобильный телефон, но взгляд зрителя направлен именно на него.

two composit za

Если бы на снимке было только одно лицо модели и какие-либо неодушевленные объекты - зритель смотрел бы только на него. А так как девушка смотрится в зеркало, то невзрачная, по своей сути, рука становится по восприятию равнозначной с лицом модели и взгляд зрителя «бегает» между лицом и рукой.

two composit zb

Но самый сильный смысловой центр - это ярко выраженная эмоция - смех, крик, плач, гримаса - также мгновенно становится центром композиции и внимания зрителя, независимо от того, что на снимке еще изображено.

При восприятии этого снимка зритель сразу смотрит на эмоции девушки, и лишь потом на композиционные изыски, которых могло бы и не быть...

two composit zc

Эмоция второго котенка «затмевает» все остальное изображенное на снимке.

Вариантов эмоций может быть огромное количество. Их роднит одно - именно на них обращает внимание зритель и они не оставляют его равнодушным. Поэтому такой популярностью пользуются снимки, которые показывают только эмоциональное состояние людей и животных, и больше ничего.

two composit zd

two composit ze

two composit zf

two composit zg

Текст и фотографии: Д. Кораблев

Что нужно, чтобы портфолио фотографа в интернете выглядело безупречным? Используйте при создании сайта шаблоны сайтов для фотографов.

Первое фото: Helmut Newton